Валерий Михайлов

DMPRAVO

Валерий Михайлов

Здравствуйте! Какой у Вас вопрос?

8:4

messenger_opener
Дарья Михайлова

Арбитражный управляющий

Дарья Михайлова

Здравствуйте! Какой у Вас вопрос?

8:4

messenger_opener

СПИСАНИЕ безнадежной налоговой задолженности

Одним из рабочих механизмов списания налоговой задолженности является банкротство. Другим таким механизмом является списание безнадежной налоговой задолженности в порядке статьи 59 Налогового кодекса РФ. Федеральными законами от 14.07.2022 №334-ФЗ, №263-ФЗ, №239-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения относительно налоговой задолженности, которые вступают в силу с 1 января 2023 года. В том числе изменения коснулись и статьи 59 Налогового кодекса РФ. Изменения связаны, с одной стороны, с введением единого налогового платежа и возникшего в этой связи понятия единого налогового счета и его сальдо, а с другой стороны - с недобросовестными действиями налогоплательщиков при банкротстве, в том числе при попытках списать налоговую задолженность.  Внесенные в Налоговый кодекс РФ изменения разграничили понятие налоговой задолженности (к которому отнесена общая сумма недоимок, пеней и штрафов) и совокупной обязанности (которой назвали общую сумму налогов и платежей, подлежащих уплате или возврату в бюджет). То есть, совокупная обязанность - это то, что налогоплательщику только предстоит перечислить, а задолженность - это уже неоплаченные платежи. Практики применения механизма списания налоговой задолженности в банкротстве довольно много, а вот статьей 59 Налогового кодекса РФ до недавнего времени из налогоплательщиков не пользовался никто. И как только им успешно воспользовались, статья 59 Налогового кодекса РФ начала корректироваться.

Статья 59 НК РФ "Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание"

Как указано в статье 59 Налогового кодекса РФ (в редакции от 14.07.2022), безнадежной к взысканию признается задолженность, взыскание которой оказалось невозможным в случаях: 1) ликвидации организации, исключения из ЕГРЮЛ в связи с невозможностью найти должника и его имущество (что установлено постановлением судебного пристава); 2) завершения процедуры банкротства гражданина и списания долгов; 3) смерти физического лица, если долги не перешли по наследству; 4) списания задолженности в судебном порядке или отказа в её взыскании; 4.1) окончания исполнительного производства в связи с невозможностью найти должника и его имущество, если размер задолженности не превышает 300 000 руб. для юр.лиц и 500 000 руб. для физ.лиц, и если с даты образования задолженности прошло 5 лет; 4.2) снятия иностранной организации с учета в налоговом органе;  4.3) возвращения заявления ФНС о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием финансирования; 4.4) в иных случаях (если принимается закон о признании определенного вида задолженности безнадежной). Ранее (до введения изменений от 14.07.2022), задолженность гражданина, указанная в п. 2) могла быть списана уже после признания должника банкротом, а не после завершения процедуры банкротства.  

Восстановление списанной налоговой задолженности

Ранее (до 01.01.2023) списанная налоговая задолженность не восстанавливалась ни при каких обстоятельствах. С 14.07.2022 введены новые положения (п. 1.1 и п. 1.2 ст. 59 НК РФ) о том, что в случае, если снятая с учета иностранная организация вновь становится на учет в налоговом органе (см. подпункт 4.2 выше), а также в случае, если после признания задолженности безнадежной по подпункту 4.3 выше организация имеет положительное сальдо единого налогового счета, задолженность восстанавливается. * Единый налоговый счет - это как личный кабинет налогоплательщика на Госуслугах, только в налоговом органе и в отношении единого налогового платежа (нового вида налога, объединяющего все остальные). ** А сальдо единого налогового счета - это разница между совокупной обязанностью (то, что надо платить) и сделанными платежами (то, что фактически оплачено).  То есть, если налоговая задолженность признана безнадежной и списана, но после этого организация начала подавать признаки финансовой жизни и восстановила свою платежеспособность, налоговая задолженность подлежит восстановлению. Это происходит только в случаях, если налоговая задолженность была списана по п. 4.2 и по п. 4.3 ч. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ (снятие с учета иностранной организации и прекращение процедуры банкротства). И на иные случаи пока не распространяется. Но это вопрос времени.

Принудительное взыскание налоговой задолженности

Для того, чтобы правильно применять механизмы списания налоговой задолженности, необходимо руководствоваться порядком принудительного взыскания налоговой задолженности, установленным Налоговым кодексом РФ. Срок принудительного взыскания налоговой задолженности начинает исчисляться не со дня предполагаемой даты уплаты налога, а со дня предъявления налоговым органом требования о его уплате. Это требование может быть предъявлено по результатам проведения налоговой проверки, либо в ходе проводимого налоговым органом мониторинга за исполнением обязанности по оплате налогов и сборов (когда требование просто приходит по ТКС).  В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты его получения, если более продолжительный срок не указан налоговым органом.  Если требование не исполнено, начинается процедура его принудительного исполнения. Здесь у налогового органа есть четыре пути – банк, приставы, суд (взыскание с взаимозависимых лиц) и банкротство.  В соответствии с п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ, взыскание налога в судебном порядке производится: 1) с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает 5 000 000 руб. (это если недоимка была по декларации, а не по решению налоговой проверки); 2) в целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведенной налоговой проверки, числящейся более трех месяцев - с взаимозависимых лиц (юридически и фактически аффилированных с должником лиц); 3) при изменении налоговым органом юридической квалификации сделки (если заключен договор оказания услуг, а налоговая говорит, что это другая сделка); 4) если проверка проводилась УФНС РФ (не инспекцией, а сразу Управлением). В иных случаях принудительное взыскание налоговой задолженности производится во внесудебном порядке. В том числе, без решения суда налоговая может обратиться в суд и с заявлением о признании должника банкротом.    При неисполнении требования налогового органа в установленный срок: - исполнение производится за счет денег на счету – решение о взыскании может быть направлено в банк не позднее 2х месяцев после истечения срока исполнения (ст. 46 Налогового кодекса РФ); - исполнение производится за счет иного имущества – решение о взыскании может быть направлено приставам не позднее 1 года после истечения срока исполнения (ст. 46 Налогового кодекса РФ).  

Срок давности взыскания налоговой задолженности

Если решение о взыскании (ст. 46 Налогового кодекса РФ) не принято по истечении 2х месяцев или 1 года после истечения срока исполнения - то есть, в указанные в ст. 46 Налогового кодекса РФ пресекательные сроки, налоговый орган не может его принимать, и должен обратиться со своим требованием об обращении взыскания на счета или имущество налогоплательщика в суд. Заявление об обращении взыскания на деньги, находящиеся на счетах налогоплательщика (если пропущен 2-месячный срок) может быть подано в суд в течение 6-ти месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (иначе срок давности суд посчитает пропущенным, а в иске откажет на основании ст. 199 Гражданского кодекса РФ). Заявление об обращении взыскания на имущество (если пропущен годичный срок) может быть подано в суд в течение 2 лет после истечения срока исполнения требования об уплате налога (иначе срок давности суд посчитает пропущенным, а в иске откажет на основании ст. 199 Гражданского кодекса РФ). При этом заявление о пропуске срока исковой давности должно быть сделано налогоплательщиком, а также быть однозначным, понятным и доказанным. В противном случае суд не сможет его применить и будет рассматривать спор по существу. Все эти сроки важны, так как с их истечением можно обратиться в суд с заявлением о признании задолженности безнадежной и о ее списании по пп.4 п. 1 ст. 59 НК РФ (если пройдет срок давности 2 года после выставления требования). Но налоговая такие заявления не любит и делает всё возможное, чтобы их не было.

Списание безнадежной налоговой задолженности в суде

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.07.2022 №Ф07-7349/2022 по делу №А56-43512/2021 оставлены без изменения судебные акты о признании налоговой задолженности безнадежной и её списании по заявлению налогоплательщика. В данном деле налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка, выявлена задолженность на сумму около 150 000 000 руб. Налогоплательщик обжаловал решение о взыскании в вышестоящем налоговом органе (в Управлении ФНС по Санкт-Петербургу), и в течение 2-х лет шло рассмотрение апелляционной жалобы налогоплательщика, поданной в УФНС. И на том основании, что за 2 года налоговая так и не взыскала доначисленную недоимку, налогоплательщик посчитал срок на принудительное взыскание налоговой задолженности пропущенным, и обратился с соответствующим заявлением в суд. Суд позицию налогоплательщика, к большому удивлению налогового органа, поддержал, и исковые требования удовлетворил. Налоговая заявляла, что ст. 59 Налогового кодекса РФ применяется только по заявлению налогового органа. Но суды указали, что инициировать такое судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Таким образом, указали суды, утрата возможности взыскания законно сформированной задолженности является самостоятельным основанием для прекращения соответствующей налоговой обязанности. И обязали налоговый орган удалить сведения о наличии налоговой задолженности с лицевого счета налогоплательщика.   Суды также сослались на то, что Конституционный Суд Российской Федерации в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 №790-О и в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.03.2021 №580-О указал на ограничение возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика временными рамками. Нарушение таких временных рамок может повлечь сокращение срока или утрату возможности осуществления принудительного взыскания налоговой задолженности. Возможно, не случайно сложилось так, что данный спор дошел до кассации 14.07.2022, и в этот же день были приняты Федеральные законы от 14.07.2022 №334-ФЗ, №263-ФЗ, №239-ФЗ, которыми в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения относительно налоговой задолженности, в том числе и статьи 59 Налогового кодекса РФ. Вот так выглядела резолютивная часть судебного акта по делу № А56-43512/2021:

Как-то слишком необычно и позитивно, согласитесь. DMPRAVO © 25.08.2022 

Footer logo

DMPRAVO © 2017 - 2023